Чувство любви можно характеризовать как самоотверженную глубокую привязанность к другому объекту, которая проявляется в форме взаимоотношений.
Во всём мире любовь – это фундаментальная тема, а её анализом занимались ещё древние философы.
Глубокое чувство любви, направленное к другой личности, включает в себя порыв и желание постоянства. Оно возникает непредсказуемо.
Невозможно заставить любить или преодолеть это чувство принудительно. Любовь – очень сложное явление. Оно охватывает личностные и общезначимые, социальные и интимные, духовные и биологические аспекты. Так, например, родительская любовь – это биологический инстинкт, а любовь к идее – интеллектуальный восторг. Так любовь различается по психологическому материалу.
Ещё в древнегреческом языке появилась терминология, различающая типы любви. Так слово «Эрос» означает страстную отдачу самого себя, восторженную влюблённость, смотрящую «снизу вверх» на объект любви. Любовь-привязанность, любовь-дружба, вызванная личным выбором и социальными связями – «Филиа». Любовь-нежность, например, семейная - «Сторгэ». Жертвенная снисходящая любовь – «Агапэ».
Восприятие любви в древнейших системах философии, и её осмысление воспринимается как «Эрос». В ней прослеживается космическая сила, притягивающая объекты любви друг к другу. В мифологии бог Эрос является одним из прародителей мироздания. Учение о любви, связывающее между собой мифологические и философские начала, характерно для греческой мысли. Даже Аристотель, рассуждая о движении небесных сфер, видит в них проявление вселенской любви к духовному принципу движения. Посидоний, в свою очередь, продолжил развитие этой линии и создал своё учение о всемирной симпатии природных сил и вещей.
Другую трактовку любви принёс в философские учения Платон. Он истолковывал чувство влюблённости и восхищения перед объектом вожделения как низшие ступени духовного восхождения, ведущие к идеальной любви. Предметом такой любви он считал абсолютную красоту и абсолютное благо. Именно из трактовки этого учения появилось выражение платоническая любовь. Учение Платона и его последователей сопоставимо с индийской доктриной о "бхакти", согласно которой любовь представляет собой один из четырёх путей просветления. В этих учениях мало места оставалось для души, для любви к конкретному человеку, для сострадания.
Эти ученья в своей систематизации и пластических описаниях не способны понять любовь мужчины и женщины. Для античной Греции характерно пренебрежение к духовному миру женщины. И только любовная римская поэзия отражает вместе с влюблённостью чувства нежности и сострадания, а так же раскрывает в женщине личность.
В христианстве любовь воспринимается не только как сущность Бога, но и как главная человеческая заповедь. Речь идёт о всепокрывающей любви к ближнему («агапэ»), а не о чувственной любви («эрос») и не о дружбе («филиа»). Со временем «агапэ» употребляется только по отношению к людям, а по отношению к Богу следом за языческой культурой речь идёт о восторженном «эросе».
Доктрину Платона о любви в конце 19 начале 20 веков предпринял попытку перевернуть З.Фрейд. Как и у Платона, постулатом доктрины Фрейда является единство истока половой страсти с духовностью. По Платону одухотворение «эроса» означало приход к собственной цели и сущности. По Фрейду же это лишь обман, переряживающий подавляемое половое влечение, а любовь следует воспринимать как биологический процесс.
Чувство любви определяет и духовную близость, мысленное общение. Испытывая чувство любви, в человеке сразу переплетается огромное количество эмоций - нежность, страсть, тревога, радость, гнев и другие. Любовь не всегда подразумевает взаимные чувства. Две личности, дополняя друг друга, образуют единое целое. Один и тот же человек может выступать как объектом любви, так и ненависти и даже презрения.
Любовь оказывает огромное влияние на личность человека, её формирование и развитие. Это чувство помогает развитию духовного мира, раскрытию и познанию самого себя. Любовь украшает жизнь любого человека. Она является основой семью и долгих крепких отношений.