Слово культура происходит от латинского слова, обозначающего земледелие, воспитание, почитание. Термином культура обозначают область человеческой деятельности, связанную с самовыражением человека, проявлением субъективности его характера, навыков, умений.
Любая из них имеет свои дополнительные характеристики, поскольку неразрывно связаны с творчеством человека, его повседневной жизнью. Именно то, что такое культура - является основой цивилизации, но при этом она не имеет количественных критериев. Для ее отражения достаточно лишь ряда признаков. Культуры различают по периодам изменчивости доминантных маркеров – эпох, способов производства, политических систем, товарно-денежных отношений.
Она имеет множество философских и научных определений. Приведем некоторые из них, что входит в культуру: s elhow
1. совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых человеком и составляющих его бытие;
2. уровень развития человека и общества, выражающийся в типах и формах организации жизнедеятельности людей и создаваемых ими духовно-материальных ценностях;
3. картина мира;
4. совокупность ненаследуемой генетически информации в области поведения человека;
5. творческие достижения, ограниченные временем, местом или иным общим свойством. Например, культура Древней Руси, славянская, современная и др.;
6. состояние общества, основанного на порядке, праве и прочем.
В Древней Греции наряду с этим понятием существовало близкое ему понятие пайдейя, обозначающее «культуру души».
Впервые слово это слово встречается в самом раннем памятнике латинской прозы – трактате Марка Порция Катона Старшего о земледелии. В трактате описывалось не только способы обработки земли, но и особое душевное отношение к ней. Подчеркивается, что покупаемый участок земли должен обязательно нравиться покупателю. Для этого Катон советует не лениться и несколько раз обойти покупаемый участок. Поскольку если участок не будет нравиться, то не будет хорошего ухода за ним, а значит и культуры.
В латинском языке под этим словом могут обозначаться различные понятия. Так, что означает культура может иметь различные вариации: возделывание, обрабатывание или земледелие, сельское хозяйство. Также это слово имеет значение воспитания, образования, поклонения и почитания.
В Римской империи это слово употреблялось только в словосочетаниях, означающих совершенствование чего-либо. Так Цицерон в своем труде под названием «Тускуланские беседы» назвал философию «культурой души», употребив данное слово в переносном значении. Под этим он подразумевал, что философ должен обладать культурой ума и духа.
В качестве самостоятельного понятия это слово встречается в трудах юриста и историка Пуфендорфа, жившего в 17 веке. Он описывал это понятие, как свойственное «человеку искусственному», образованному, воспитанному в обществе. В повседневный обиход понятие данного слова выпустил в 18 веке немецкий просветитель Аделунг, выпустив книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». В конце 18 века Гердер, вводя в научный обиход термин культура, говорил о его прямой этимологической связи со словом «земледелие».
До первой четверти 19 века это слово в русском языке отсутствовало. Словари предлагали различные варианты перевода этого понятия на русский язык. Например, просвещение. В русском языке термин культура появился только в середине 30-х годов 19 века. Тогда ей приписывалось два значения: хлебопашество и образованность. На тот момент слово еще не воспринималось как научный или философский термин. Впервые с этой точки зрения его описал профессор Велланский в натурфилософском труде «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с этого труда ведется отсчет становления культур - философских идей в России. В этом произведении Велланский природа и культура сопоставляются как реальный мир и его идеальный образ. Под данным словом понимается духовное начало, которое может иметь воплощение телесное и идеальное, выраженное в отвлеченных понятиях.
В начале 20 века известный русский художник, философ и публицист Н.К. Рерих значительно углубил и расширил толкование слова. В своей статье «Синтез» он разложил лексему на части – «культ» и «ур», описывая первую часть как почитание Благого Начала, а вторую как старый восточный корень, означающий свет и огонь.
Изначально понятие культуры, введенное Марком Порцием Катоном Старшим, описывалось как сотрудничество человека и природы, приводящее к взаимной пользе. В этом сотрудничестве человек берет от природы ее материальные составляющие, черпает знания, а в ответ обогащает природу плодами своего творчества. Действия, приводящие к разрушению природы, вредят и человечеству и не могут являться результатом высшей сознательной деятельности. Отсутствие сотрудничества между человеком и природой приводит в итоге к упадку культурного достояния и цивилизованной жизни. Примером тому служит упадок многих древних государств, а также проявления кризиса культуры в жизни современных стран.
Понятие культуры, сформировавшееся в 18 веке в Западной Европе, включает в себя, с одной стороны, различия между группами людей и различия между странами и их колониями по всему миру, с другой стороны. Так, в данном случае понятие данного слова становится эквивалентом понятия цивилизации и антиподом понятия природа. Следуя этому определению можно легко описывать людей и страны по уровню их цивилизованности. По мнению отдельных авторов, культура определяется как все самое лучшее в мире, что было сделано и сказано, то есть она тесно связана с развитием и прогрессом в обществе.
Фактически понятие культуры часто относят к лучшим изделиям и поступкам из области искусства и музыки и под определение «культурный» попадают все люди, так или иначе связанные с этими областями. Однако люди, следующие такому определению, часто отвергают множественное понимание этого слова. Они не признают существование различных культур, отличных от понятной им. Каждый, не укладывающийся в общий стандарт, не может являться «культурным» и не может иметь «свою» культуру.
В рамках этого мировоззрения существует течение, согласно которому менее «культурные» люди могут рассматриваться как более «естественные». В «высококультурных» людях видят «подавление человеческой природы». Подобная точка зрения свойственна многим авторам. Так, подчеркивается, что народная музыка, как созданная простыми людьми, лучше отражает естественный образ жизни, чем классическая.
На сегодняшний день исследователи отвергают обе крайности. С одной стороны они признают, что «неэлитарное» может обладать такой же высокой культурой, как и «элитарное», что культура разных народов может выражаться разными способами. При этом сохраняется различие между «высокой» и «массовой» культурой.
Наиболее распространенное понимание культуры принято слагать из трех составляющих – жизненных ценностей, норм поведения и материальных произведений – артефактов.
Жизненные ценности являются ее основой. В них включаются самые важные в жизни понятия.
Нормы поведения слагаются из понятий морали и нравственности. Оба этих понятия в сумме определяют то, как «культурный» человек должен повести себя в различных ситуациях. В каждом отдельном государстве существует ряд правил, формально в этом государстве закрепленных, и называемых законами.
[youtube]Ed6394lV6AI[/youtube]
Производными первых двух составляющих становятся материальные произведения культуры или артефакты. Именно с ними работают исследователи, изучая культуру прошлых эпох. При этом археологи сосредотачиваются на элементах материальной, а антропологи – на элементах символической культуры. Следует сказать, что антропологи под понятием «культура» понимают не только набор объектов, но и процессы, создающие эти объекты и делающие их ценными.